Вместе с официальным возвращением GSC Game World в русло игровой индустрии еще пуще прежнего поднялись волнения и разговоры о S.T.A.L.K.E.R. 2. Игру, напомню, заморозил 9 декабря 2011 года Сергей Григорович, одновременно с этим распустил команду разработчиков и отменил все линейки бренда S.T.A.L.K.E.R. За прошедшие три года с отправки второй части игры в спячку с неопределенным сроком, далеко не все из фанатов смогли адекватно принять и усвоить как действительные факты об отмене игры, так и логические умозаключения, к которым любой трезвомыслящий человек, внимательно следящий за судьбой GSC и Великой Отечественной Игры, вполне может прийти самостоятельно. Мне кажется, статья, более-менее раскрывающая настоящее положение вещей, просто обязана быть. Ибо все эти вопли и призывы сделать новый «Сталкер» вообще не у тех людей несколько раздражают. Можете считать это неким гайдом для всех некомпетентных в вопросе «А будет ли вторая часть S.T.A.L.K.E.R.?».
Сперва предложу прожевать вроде бы очевидные, но для кого-то до сих пор не постигнутые вещи. Разработка S.T.A.L.K.E.R. 2 действительно была прекращена, отдел разработки действительно уволили в полном составе. Права на игру, на все имеющиеся наработки и концепции остались за GSC уже в лице генерального директора, Сергея Григоровича. Перед уволенными сотрудниками встает логичный вопрос — что делать дальше? Основная часть разработчиков (костяк S.T.A.L.K.E.R. 2 Team) решила сохраниться в коллективе, чтобы попробовать начать всё с чистого лица. Первым делом что пытались? — правильно, выкупить у Григоровича права на дальнейшую разработку, которую могли бы профинансировать другие инвесторы. Добиться этого не получилось, права сохранились за прежним владельцем. Дальше бывшая команда GSC начинает заниматься другим вариантом, а именно — созданием своего собственного проекта, причём с использованием тех идей и концепций, когда-то бравшихся на рассмотрение в S.T.A.L.K.E.R. 2 и не нашедших применения. Зато в видение новой игры они вписались идеально. В начале 2012 года вновь закипела работа, в марте происходит основание компании Vostok Games, а 25 апреля официально объявляют о появлении на свет новой студии и онлайн-шутера Survarium. Почему именно онлайн-игра, пояснили практически сразу: делать сингловый проект при совершенно иных возможностях было бы рискованно и долго; легче вывести игру в ранний доступ, чтобы в дальнейшем добавлять в нее контент постоянным обновлениями и, как понимаете, развивать; легче общаться с аудиторией, получать фидбэк и принимать соответствующие решения по изменениям; и, наконец, никакого пиратства — игра целиком и полностью бесплатна. То, что вся серия S.T.A.L.K.E.R. страдала от пиратов — это, наверно, прекрасно знают все. И будь в прошедшем году вторая часть игры — ее бы обязательно спиратили в немыслимых количествах. Поэтому извините, дорогие фанаты, которые как мантру повторяют одно и то же: «Сделайте S.T.A.L.K.E.R. 2, я обязательно куплю эту игру! Да все купят! Вы станете мультимиллионерами!» — большинству из вас веры нет. Вы скачали с торрентов всю антологию «Сталкера», не отдав ни копейки, и спиратите второй, к бабке ходить не надо.
С весны 2012 (а именно тогда был сделан снимок) команда Vostok Games значительно прибавила в сотрудниках.
Далее. Очень важный момент, который упорно игнорируют «фанаты»: Vostok Games не располагает никакими правами на разработку S.T.A.L.K.E.R. 2, и не может, как вы понимаете, этот ваш «Сталкер 2″ делать. У компании сейчас работы навалом по Survarium на несколько лет вперёд. Впрочем, если вдруг выпадет возможность, разработчики были бы не прочь вернуться к «Сталкеру». Но прав на игру как не было, так и нет. Поэтому усвойте вы уже, в конце-то концов: хватит писать «Нам не нужен ваш Survarium, нам нужен S.T.A.L.K.E.R. 2!» — вы, простите, балбесы и просите не тех людей заниматься несуществующей, в общем-то, игрой. Survarium — вот он, вполне такой реальный, с лета 2014 на открытом бета-тесте в странах бывшего СССР, с ноября — в Польше, а с 5 января 2015 — во всей Европе. Пока всего только один режим с несколькими вариациями, да. Но на то оно и ОБТ, что всё сразу не бывает. А что S.T.A.L.K.E.R. 2? Вы его хоть в лицо видели? Вы хоть что-то новое слышали о нем, что его делают? Нет, не слышали. Потому что делать некому.
То же самое — не просите делать S.T.A.L.K.E.R. 2 славных ребят из Flying Cafe, у них есть прекрасный Cradle, да и вообще и без «Сталкера» им есть чем заняться. Не просите того же самого у 4A Games — там пашут как Папы Карло в поте лица сразу над двумя играми: одна из серии Metro, вторая шутер на околокосмическую тематику. И поймите вы уже: доверить прямо здесь и сейчас разработку вашей мифической игры тупо некому. Или предложите эту почетную миссию авторам Lost Alpha? Пфффф, не смешите — Dezowave сюда близко подпускать нельзя.
Андрей «PROF» Прохоров (4A Games): «Сталкер 2? Вам туда!»
Что бесит еще? Когда появляются новые концепт-арты замороженной игры, какие-то 3D-модели или 3D-сцены — знаете, какая реакция следует в основном? «Ага, игру всё-таки делают! Власти скрывают от нас правду! Где наш S.T.A.L.K.E.R. 2, дайте билд!» — всё это от прискорбного скудоумия. Арты старые, модельки и сцены тоже — они никоим образом не могут свидетельствовать о восстановлении разработки. Почему? Поднимаем глаза чуть выше этого абзаца и читаем еще раз: «доверить прямо здесь и сейчас разработку вашей мифической игры тупо некому». Все авторы этих скетчей и моделек трёхлетней и более давности давно заняты в других компаниях на других играх: кто в Vostok Games, кто еще где-нибудь. Прислушайтесь вы к голосу разума, ну.
Эти концепты датированы еще 2010 годом и отражают только единственное состояние игры на данный момент — к ней до сих пор не притрагивались.
Идем дальше. 11 декабря 2014, то есть через три года после остановки производства второго «Сталкера», происходит неожиданное — сайт GSC проявляет жизнь полным обновлением, будто и не было никакого прекращения публичной деятельности (при этом ссылку на старую версию сайта любезно оставили, всё-таки там куча архивных новостей осталась). И-и-и… больше ничего. Никаких анонсов, никаких объявлений. Потом всё же пошла первая информация.
Прежде всего, PR-менеджер Валентин Елтышев (он же Atem) объяснил, что же не так было со S.T.A.L.K.E.R. 2. Разработка была рискованной, и не было полной уверенности в том, что итоговый результат совпадет с ожиданиями (в общем-то, тут ничего нового). А при лучшем раскладе «Сталкер 2″ могли бы окончить в 2014 году, может даже ближе к 2015 (держим в уме тот факт, что в анонсе от 13 августа 2010 года говорилось о выходе в 2012 — уложиться в означенные сроки ну никак не получилось бы). На настоящий момент достоверно известно следущее. Текущий штат разработчиков GSC Game World состоит на треть из ветеранов, ранее работавших в компании, и новых лиц, имеющих опыт на других проектах. А вот людей, занимавшихся играми в Vostok и 4A, в GSC сейчас нет. Сформированный отдел разработки делает новую игру в духе старой школы под руководством Евгения Григоровича — младшего брата основателя GSC (управлял созданием вторых «Казаков» и «Героев Уничтоженных Империй»). Проект разрабатывается еще с 2013 года (тогда еще командой аутсорсеров), более полутора лет, и достаточно близка к альфа-версии. Анонсировать обещают в ближайшее время.
Два брата-акробата: Женя и Серёга.
Теперь разложу по полочкам всю эту инфу, дабы переварилась получше. Этот новый проект — ни в коем случае не S.T.A.L.K.E.R. 2, и можно ничем не рисковать, если говорить о том, что GSC сделает анонс третьей части стратегической серии «Казаки». В пользу этого самого реального варианта существует несколько доводов. Во-первых, слухи о том, что какой-то аутсорс-коллектив разрабатывает новых «Казаков» для GSC, пошли еще год назад. Тогда в блоге Сергея Климова появилась статья о самых влиятельных личностях в игровой индустрии бывшего СССР, и отдельное место в ней было отведено Сергею Григоровичу. Абзац выглядел так:
«Григорович — это «Казаки» и S.T.A.L.K.E.R. Однако я не поставил его в contributors, потому что Сергей — не дизайнер и не лидер, а бизнесмен (и третью часть одной из его серий, например, сейчас делает не он, а очередная внешняя команда). Огромное число людей, которые в принципе попали в игровую индустрию в Украине, попали в неё через компанию Сергея, и поэтому Сергей — очень даже enabler. Да, компания GSC закрылась, но успела перед этим оставить очень заметный след. Выход на биржу немецкой CDV осуществлялся на силе двух серий: «Казаки» и Sudden Strike. Одни из первых проектов с миллионными тиражами в России и СНГ — «Казаки» и S.T.A.L.K.E.R. Наконец, миллионные продажи книг в серии S.T.A.L.K.E.R. на сегодня остаются самым успешным примером монетизации игровой серии за пределами игровой индустрии в RUS/CIS».
«Казаки» — не менее народная игра, чем S.T.A.L.K.E.R., и по-прежнему имеет преданных фанов.
Интересно, что упоминание новой игры по заказу GSC через какое-то время исчезло из абзаца. Тем не менее, информация просочилась, и никто не спешил ни подтвердить ее, ни опровергнуть. То, что речь в той строчке шла о «Казаках III», было более чем очевидно. Во-вторых, у руля проекта поставлен Евгений Григорович. Человек, безумно любящий жанр стратегий, как в реальном времени, так и пошаговые. «Стратегии — пища для думающего человека», именно так говорит Евгений. Ну и его опыт работы, в том числе как руководителя, над «Казаками», «Завоеванием Америки», «Александром» и «Героями Уничтоженных Империй» говорит сам за себя. В-третьих, RTS это и есть самый что ни на есть олдскульный жанр, за последнее время не претерпевший больших изменений. Да что там — сами RTS-игры выходят гораздо реже, чем прежде, а хорошие — тем более. Понять почему, можно. Как жанр, RTS не шибко привлекателен под современную тенденцию делать игры для широкой аудитории. Но, пожалуйста, вспомните, что шаг в большой геймдев GSC состоялся именно с успехом «Казаков». S.T.A.L.K.E.R. можно боготворить сколько угодно, но его бы могло не быть без фирменной стратегической серии. «Казаки» — это определенно визитная карточка компании Сергея Григоровича, но «фанаты» об этом забывают либо не хотят знать. И именно об этом долгожданном возвращении нам говорят с главной страницы сайта GSC.
А сейчас будет немного трезвой аналитики. Я приведу очень яркий и наглядный пример — игровой цикл «Ведьмак». Взгляните, с чего он начался, и что представляет из себя сейчас. В течение, страшно сказать, семи лет CD Projekt RED превратилась из местечковой студии в разработчика AAA-тайтлов. Какие глобальные изменения происходят с выходом каждой новой игры! The Witcher 3 ждут в этом году миллионы игроков по всему свету, он регулярно получает множество наград и номинаций, он будет в числе самых ожидаемых даже если его релиз опять перенесут (но пока хватит, наверно). Поляки-чертяки заслуживают уважения: своим стремлением и усилиями они добились повсеместного признания и статуса разработчика мирового уровня. У них большое будущее, уж поверьте.
Первый «Ведьмак» (2007), «Убийцы королей» (2011) и «Дикая Охота» (2015). Почувствуйте, что называется, разницу.
И теперь переведём взгляд с «Ведьмака» на S.T.A.L.K.E.R. С 2007 по 2009 большие ли изменения случились с серией? Да вот как сказать. Нужно принять во внимание, что «Чистое небо» и «Зов Припяти» являются аддонами, и обвинять их в недостаточной новизне будет несколько жестоко. О’кей, дальше делается S.T.A.L.K.E.R. 2, закрывается в декабре 2011, и с той поры к нему больше никто, подчёркиваю, никто не прикасался. Никто не вносил ни одной строчки кода, не добавлял новых моделей, не работал над уровнями и прочее, прочее. Все три года игра стабильно находится в криогенной заморозке. Наработки, как мы все знаем, сохранились за GSC. Но вот в чем загвоздка — на дворе уже год 2015, технологический прогресс несётся на всех парах, графика становится всё ближе и ближе к фотореализму, а несмотря на повальное увлечение YOBA-играми, нет-нет да случаются откровения. Примите правду, как она есть — воскрешать S.T.A.L.K.E.R. 2 из того, что от него осталось в 2011 году, невыгодно, нецелесообразно, нерентабельно. Прах остановленной игры успел безнадёжно устареть. Я напомню, что обычно в название сиквела добавляют порядковую цифру с основной целью — показать, что это новый продукт, имеющий явные отличия от предшественника. Мы-то с вами знаем, что хорошие сиквелы случаются не так часто, но всё же. Чтобы очередной S.T.A.L.K.E.R. имел право носить цифру 2 в названии, он должен быть полностью новым. Абсолютно. Второму «Сталкеру» как вода и воздух нужны тотальное переосмысление и свежий взгляд с хорошим упором на реализм сеттинга (вспоминаем кучу народу в Зоне отчуждения всех частей S.T.A.L.K.E.R., что в голове укладывается с трудом, и вагон других логических несоответствий). Он просто обязан стать прорывным как для местного геймдева, так и для мирового, взять на себя роль нового локомотива постсоветской игровой индустрии.
Задайтесь вопросом — а нужен ли вам S.T.A.L.K.E.R. 2, который не так уж далеко ушел от, например, «Зова Припяти»? Возможно, это вышел бы крепкий игровой продукт, возможно, вам бы он понравился. Но был бы он вторым «Сталкером» в сути своей? Оправдал бы ваши ожидания (а они, как правило, завышены ого-го)? И, наконец — принес бы создателям хорошую прибыль? Смог бы проект окупить себя, при отсутствии в себе новизны? Ответ на все эти вопросы неутешительный и один — нет.
И самое главное — делать новый, свежий, крутой, гладкий и блестящий второй S.T.A.L.K.E.R., как вы могли догадаться из этого текста, по-прежнему некому. Что два года назад, что год назад, что сейчас — нет людей, готовых сделать новый чернобыльский шутер для GSC на уровне третьего «Ведьмака». А уровнем ниже вы просто вряд ли захотите. Да и Григорович тоже. Такой проект требует нехилых финансовых затрат. Как сообщил сам гендиректор GSC на одном из мастер-классов по бизнесу, права на разработку «Сталкер 2″ он отдал бы безвозмездно, то есть даром, только в двух случаях: коллективу, имеющему крепкий потенциал довести игру до ума (и релиза), или команде с такой же разработкой на этапе пост-продакшена. Ни того, ни другого пока нет. И еще долго не будет.
В заключение хочется обратиться к многочисленным (а их точно предостаточно) «поклонникам» GSC, которые захлёбываются воплями на своих страничках в социальных сетях: «GSC, мы не хотим ваш новый проект, мы хотим S.T.A.L.K.E.R. 2!». Вы омерзительны и нелепы. Компания воскресла и хочет вернуться к истокам, к жанру, с которого начинала. Вместо того, чтобы порадоваться этому нежданному возвращению, вы не хотите понимать порядка вещей. Не таких фанатов заслуживает GSC Game World, и не такие фанаты заслуживают вторую часть «Сталкера».
Статья взята с http://www.exgsc.com/?p=2621 |